Галеристы, кураторы, коллекционеры, просто любители… Все смешалось в Абиджане, ставшим одним из самых динамичных рынков современного искусства во франкофонной Африке. Перевод статьи издания Jeune Afrique о культуре в столице Кот д’Ивуара. 

Тьерри Диа Бру

Тьерри Диа Бру

Штаб-квартира главной региональной биржи Западной Африки, космополитический перекресток, творческий и многолюдный, Абиджан является влиятельным законодателем искусства в суб-регионе с 1980-х годов. Он также стал одним из главных рынков современного искусства во франкофонной Африке. С 2011 года, после возвращения экономического роста, иностранцев и golden boys, этот рынок взорвался, диверсифицировался, выйдя за рамки влиятельных семей, связанных с локальными монокультурами.

Среди любителей – Джанин Диагу (Janine Diagou), директриса банковского вектора нигерийской группы NSIA, находится на передовой. Она владеет наибольшей приватной коллекцией картин и скульптур за подписью основных ивуарийских мэтров, от Мишеля Коджо (Michel Kodjo) до Уаттара Ватта (Ouattara Watts). «Это – более чем метод размещения денег, это – страсть. Она – общая для всей моей семьи. К тому же, в Абиджане всегда любили искусство, это уже традиция», – рассказала Джанин Диагу. Эта бизнес-леди является завсегдатаем галереи  Houkami Guyzagn, которая с момента своего основания в 2001 г. задает тон в небольшой среде современного искусства Абиджана.

Janine

Джанин Диагу. Фото: abidjan.net

В течение длительного времени, в условиях политико-милитарного кризиса, приветливый хозяин места, Тьерри Диа Бру (Thierry Dia Brou), поддерживал местных художников посредством маленького местного рынка. Он также помог пробиться таким мастерам, как Абудиа (Aboudia) или Паскаль Конан (Pascal Konan), которые на сегодняшний день имеют мировую известность.

Но с возвращением мира, галерея приобрела совершенно иное измерение.

«Абиджан стал столицей западноафриканского изобразительного искусства во франкофонном пространстве, поскольку здесь присутствует покупательная способность. Множество коллекционеров приезжают сюда в поиске редких жемчужин. Они с готовностью выкладывают от €300 за работу молодого артиста и аж до €2000 – €3000 – за более известного», – рассказывает галерист Тьерри Диа Бру.

Осознавая растущий спрос, а также доминирующее положение экономической столицы Кот д’Ивуара в суб-регионе, владелец галереи основал Национальный конкурс изобразительного искусства Houkami Guyzagn, который ежегодно отбирает, выставляет и награждает лучших западноафриканских художников. Последний конкурс прошел с 7 по 29 января 2016.

Художественные галереи в центре развивающегося бизнес-направления

После переезда в квартал Ривьера-Бонуман (Riviera-Bonoumin), самая старая галерея Абиджана принимает артистов, приехавших со всех уголков континента. «Раньше, я в основном покупал картины за границей. Сегодня же Абиджан предоставляет солидный выбор, и я смог разжиться тут более чем пятидесятью работами известных художников, таких как Аблад Гловер (Ablade Glover, Гана) или Монне Бу (Monne Bou, Кот д’Ивуар). Их работы только дорожают, я думаю сконцентрироваться исключительно на западноафриканской коллекции», – рассказывает Нахим Сюти (Nahim Suti), финансист, коллекционер и близкий друг хозяина галереи Houkami Guyzagn.

Поскольку Кот д’Ивуар становится все более открытым для мира, арт-галереи все больше соперничают между собой в привлечении коллекционеров и иностранных художников в Абиджан. Например, галерея Сесиль Факури (Cécile Fakhoury), открывшаяся в сентябре 2012 года, пытается занять элитную нишу, открывая свои двери не только африканским художникам, но и иностранным, при условии их известности. А цены в самой галерее приближаются к аналогам в Париже и Лондоне, начиная с €2000 за работу и заканчивая € 70 000 за наиболее выдающиеся картины. Здесь выставлены такие звезы как скульптор Джем Коко Би (Jems Robert Koko Bi, Кот д’Ивуар) или художник Шейх Ндиай (Cheikh Ndiaye, Сенегал).

В поисках признания, известности, безопасности или свободы самовыражения, в Абиджан перебираются артисты со всей Западной Африки. Таков случай тоголезского художника Садику Укпеджо (Sadikou Oukpedjo), работы которого выставлены в галерее Cécile Fakhoury с середины апреля. Художник переехал в Абиджан шесть лет назад: «У себя на Родине я еле сводил концы с концами. Страна замкнулась на себе, никто не приезжал даже посмотреть, что делается в Того. Я не хочу продавать свое творчество за любую цену, я хочу прежде всего делиться им с миром. А Абиджан – это настоящее окно в мир!», – поведал свою историю художник.

По этой логике, в городе просто обязан существовать специализированный музей современного искусства. В 2008 году, вдохновленная Дакарским Биенналле 2007г., экономист и производитель каучука Илла Донвахи (Illa Donwahi) основала одноименный музей в семейном особняке в центре Абиджана. После двухлетней паузы, музей вновь открыл свои двери публике в 2013 году, став настоящим артистическим ульем. Кроме музея, комплекс (1500 м2) влючает лаунж-бар, интернет-кафе, библиотеку, кинозал и, естественно, арт-бутик. Вход сюда традиционно бесплатный.

Сейчас наметилась тенденция и к декмократизации арт-рынка в Кот д’Ивуаре. Тут и там, в разных кварталах Абиджана появляются новые маленькие галереи. Большинство участников рынка ждут поддержки от государства, в частности – создания фонда для приобретения работ.

Галереи формата LowCost

Селестин Коффи Яо (Célestin Koffi Yao, на фото), преподаватель университета UFHB и автор многочисленных эссе по африканскому искусству, стал таким себе «low-cost» меценатом.

В 2013 году он открыл галерею возле университета площадью 10м2, где он выставляет подающих надежды художников, таких как Камара Демба (Camara Demba), Дезире Н’Гессан (Désiré N’Guessan) и Садику Укпеджо. «Я поставил доступные цены, от €200 до €500, при этом я не беру маржи в 20%. К счастью, мне платят зарплату в университете», – смеется галерист.

Селестин Коффи Яо не простой галерист. Имея диплом парижской школы Beaux-Arts, он долгое время жил и творил в Европе, прежде чем вернуться на Родину с целью продвигать местных художников. «Во Франции всюду стоят заграждения из колючей проволоки. Слишком много правил, убивающих все творчество. За что я люблю Абиджан, так это за полную свободу», – таков европейский опыт галериста.

Автор – François-Xavier Freland, спецвыпуск Jeune Afrique 

Перевод – Ольга Кирилова

Поділитися в соцмережах:


Related Post